Кинезиология, как оздоровительная форма, умственного и физического воспитания дошкольников.
Здоровые дети – это здоровая страна!
В настоящее время растет чисто детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качеств психики. Эта ситуация ставит перед нами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
Поэтому в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов. Одной из здоровьесберегающей технологией является кинезиология, которая представляет собой «гимнастику для мозга».Важнейшей характеристикой данной технологии является ее воспроизводимость.
И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а, значит, и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровия через определенные, двигательные упражнения. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Цель использования кинезиологических пражнений: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий.
Задачи:
- развитие межполушарной специализации;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие межполушарных связей;
- синхронизация работы полушарий;
- активизация работы мышц глаз;
- развитие дыхательной мускулатуры
- развитие мелкой моторики;
- развитие способностей;
- развитие памяти, внимания;
- развитие речи;
- развитие мышления.
- развитие координации движений.
В результате кинезиологических упражнений:
- улучшается память и концентрация внимания;
- развиваются межполушарные взаимосвязи;
- улучшается речь;
- снижается утомляемость;
- повышается способность к произвольному контролю;
- активизируются интеллектуальные и познавательные процессы.
- улучшаются навыки орфографии, письма, аудиального восприятия, чтения и понимания.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Учеными доказано, что успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарных взаимодействий. А сензитивным периодом для интеллектуального развития является возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована. Основной период развития приходится на дошкольный возраст.
Приведенные виды упражнений из комплекса «Гимнастика мозга», которые мы начали вводить в свою практику, можно выполнять с детьми 4 – 7 лет.
Упражнение 1. «Жить здорово!» И.п. – стоя, руки вперед ладонями вниз. 1 – правая рука к виску ладонью вниз; левую в кулак, большой палец вверх (фото 1). 2 – руки вперед, хлопнуть в ладоши. 3 – левая рука к виску ладонью вниз; правую в кулак, большой палец вверх (фото 2). 4 – и.п. (Повторить 4–5 раз.) Выполнить тоже, начиная с левой руки. На счет 1, 3 движения рук делаются одновременно.
Упражнение 2.«Один–два»
И.п. – стоя, руки вперед ладонями вверх. 1 – ладони в кулак, указательный палец правой руки вверх; указательный и средний пальцы левой руки вверх (фото 3). 2 – хлопнуть в ладоши. 3 – ладони в кулак, указательный палец левой руки вверх; указательный и средний пальцы правой руки вверх(фото 4). 4 – и.п. (Повторить 5–6 раз.)
Упражнение 3. «Пальчик с носиком здоровается»
И.п. – стоя, руки вверх ладонями внутрь. 1 – указательным пальцем правой руки коснуться кончика носа, большим и указательным пальцами левой руки захватить мочку правого уха (фото 5). 2 – и.п. 3 – указательным пальцем левойруки коснуться кончика носа, большим и указательным пальцами правойруки захватить мочку левого уха (фото 6). 4 – и.п. (Повторить 4–5 раз.) Сделать то же, начиная с левой руки. На счет 1, 3 движения рук выполняются одновременно.
Упражнение 4. «Я хороший, я пригожий!»
И.п. – стоя, правая рука на верхней части головы, левая рука на животе (фото 7). Правой рукой поглаживать голову в направлении лба, левой– круговое поглаживание
Упражнение 5.«Перекрестные шаги»
Встаньте прямо, голова находится по средней лини тела. Одновременно поднимите вашу правую руку и левую ногу, легонько касаясь локтем руки левого колена. Затем верните руку и ногу в исходную позицию и поднимите левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до противоположного колена. Повторяйте эти движения в течение примерно минуты, как будто вы ритмично идете. Голова остается на месте.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Таким образом, кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, облегчить процесс чтения и письма, развивать творческую деятельность ребенка, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.
Использование указанных оздоровительных технологий проходит в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с лёгкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребёнка надолго.
Итак, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложнённое развитие.